Выберите ваш город
Или укажите в поле

Пейте люди молоко …

14 января 2023
Пейте люди молоко …

Тема молочного скотоводства одна из самых актуальных в отрасли. Правда ли, что в России уменьшается поголовье коров? Правда ли, что мы не можем воспроизводить молочное стадо без импортного семенного материала? Какова рентабельность при производстве сырого молока? И возможен ли дефицит молочных продуктов?

В России почти 8 миллионов коров, которые производят примерно 33 миллиона тонн молока в год. В среднем это около четырех с половиной тонн на одну корову. На современной молочной ферме продуктивность одной коровы может достигать десяти, а то и двенадцати тонн в год. Проблема, что прогресс этот во многом зависит от западных технологий.

38% коров содержится в крестьянских подворьях, а 62% в крестьянско-фермерских хозяйствах и сельхозорганизациях. Производительность коров на современном молочном комплексе, это так называемое товарное молоко, в два раза выше, чем на крестьянском подворье. 24 миллиона тонн молока производится именно в товарном секторе. И если, в целом, поголовье молочных коров в стране постоянно снижается, то поголовье в товарном секторе, постоянно растет.
При этом производство молока – одна из двух отраслей, по которой мы не достигли показателей, установленных доктриной продовольственной безопасности.

ГОСПОДДЕРЖКА

Сегодня мы обеспечиваем себя молоком на 84%. А надо на 90%. До сих пор каждый шестой литр молока мы импортируем из-за рубежа. Государство ежегодно вкладывает в молочные субсидии до пятидесяти миллиардов рублей. Кроме обычных для сельского хозяйства льготных кредитов, это и субсидии на литр молока, и возмещение капитальных затрат на возведение молочных ферм. А в этом году были еще и субсидии на корма. На такие субсидии государство выделило 10 миллиардов рублей. Ведь 60% себестоимости молока составляют корма. Очевидно, что если кормить корову одной соломой, много молока она не даст. А то, которое даст для продажи не годится. В нем будет не хватать ни белков, ни жира. Как раз в ноябре-декабре, фермы переходят на корма из нового урожая.

ГЕНЕТИКА

Если сравнить производство молока, например, с производством автомобиля, то уровень локализации производства у нас не очень-то и высок. 90% оборудования для молочных ферм мы завозим из-за рубежа. Так же высока зависимость от недружественных стран в импорте племенного стада и семенного материала. Ведь самая популярная молочная порода – голштинская – завозится из Германии и Дании. 40% бычьего семени по голштинской породе – это тоже импорт. В России племенная работа ведется традиционным методом – по потомству. А на Западе много лет развивают генетическое направление.
Не один год идут споры о том, давать ли господдержку тем производителям, которые используют в работе импортное семя. Но решение так до сих пор и не принято. Хотя в России уже достаточно быков-производителей изначально импортного происхождения, чтобы обеспечить молочное стадо семенным материалом на 100%.

ВЕТПРЕПАРАТЫ

Еще более острой, чем генетика, является тема ветеринарных препаратов. В молочном животноводстве используется 47% импортных препаратов, при том, что по всем востребованным препаратам существуют российские аналоги. Более того, вакцинация от особо опасных болезней, таких как ящур, сибирская язва и тому подобное осуществляется за счет федерального бюджета и исключительно препаратами отечественного производства. За первое полугодие рост производства российских ветеринарных препаратов составил 30%. Ввоз и производство ветеринарных препаратов контролирует Россельхознадзор. Никаких ограничений по ввозу ветпрепаратов в 2022 году не было. Например, ввоз антибиотиков для сельхозживотных увеличился на 16%, а вакцин для ветеринарного применения на 25%. При этом в сентябре Россельхознадзор в официальном пресс-релизе отметил, что дефицит зарубежных препаратов на российском рынке является искусственно созданным самими производителями. Ну, все так в индустрии модной одежды – сначала объявляем, что уходим навсегда, потом объявляем день распродажи и собираем толпы народу, потом под благовидным предлогом остаемся. Ничего личного, просто маркетинг.

КОРМОВЫЕ ДОБАВКИ

Следующая головная боль производителей сырого молока – это кормовые добавки. После начала специальной военной операции западные производители аминкислот и прочих добавок начали массово уходить с российского рынка. На их место стали приходить китайцы, которые рынок биодобавок развивают более 20 лет. Россия, правда, готова себя обеспечивать одной из главных биодобавок – лизином. Но только на 70%. Еще до СВО власти пытались ввести ввозные пошлины на лизин, чтобы поддержать отечественных производителей, но натолкнулись на организованное возмущение агрохолдингов и отступили. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев говорит о необходимости глубокой переработки зерна. Ведь именно при такой переработке и появляются кормовые добавки. Но это процесс долгий. А пока стоимость премиксов, то есть смеси витаминов и микроэлементов, увеличилась на 60%.

Можно сказать, что баланс рынка аминокислот и прочих добавок в новых условиях не найден. В итоге не довольными остаются все – и российские производители того же лизина, которые утверждают, что продают его чуть ли не ниже себестоимости. И крестьяне, которые хотят как можно больше зерна вывезти на экспорт.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Тема рентабельности производства молока – это загадка Бермудского треугольника. Раз уж мы начали сравнивать производство молока с производством автомобилей, то в вопросе рентабельности, логичнее сравнить со строительством. Все строители любят сетовать на рост материалов и низкой рентабельности. Производители молока так и вовсе постоянно рассказывают об убыточности своей деятельности. Но инвестиции в молочную отрасль все время растут, а никто не будет инвестировать себе в убыток. За последние восемь лет в России построено тысяча шестьсот современных молочных ферм, в каждой из которых содержится не менее полутора тысяч коров. Важную роль в формировании цены на сырое молоко играет дотация на литр. Она отдана на откуп регионам и может составлять от двух до четырех рублей. Притом, что закупочная стоимость у переработчиков сейчас колеблется от 26 до 29 рублей.

И когда вы видите на полке магазина литровый пакет за сто рублей, не вините в этом фермера. За свой тяжелый труд он получает меньше трети от конечной цены.

Поделиться: